О книге "Лений Циколенко. Автомобиль и искусство"
21.05.2020
Идея монографии, посвящённой «отцу» 24-ой машины Лению Циколенко, родилась сразу после выхода в 2011 году большой книги о «Новой Волге». Гипотетическое второе издание Книги-24 можно было бы развивать в сторону изучения технических нововведений по годам выпуска или «тянуть» в восьмидесятые для подробного рассказа о поздних модификациях вроде 24-10 или 3102. На наш взгляд, гораздо более ценным было посвятить книгу-продолжение феномену художника-конструктора Циколенко как создателя того самого образа классической «Волги». Не будь лаконичной и элегантной линии, не было бы и извечного ореола желанности вокруг этой машины, не рассеивающегося по сей день. На момент выхода Книги-24 наши знания о Циколенко ограничивались парой его официальных фотографий из отдела кадров и несколькими ракурсами цветной заводской фотосерии начала 70-х.
То, что станет первым в стране изданием, целиком посвящённым одному автомобильному дизайнеру, рождалось долго. Первым этапом работы над задуманной книгой становится изучение подлинных документов. В нашем случае кладезью таковых стал архив УКЭР (управления конструкторских и экспериментальных работ) Горьковского автозавода. Добро на работу с негативами из этого архива мы получили летом 2011 года. Наследие заводского фотографа Николая Добровольского занимало десятки шкафов с плёнками. Именно работа с ними, занявшая примерно полтора года, и легла в основу книги о Циколенко (как и многих других книг «Горькийклассик», изданных или планирующихся к изданию). Переданные в 2017–2018 годах из архива УКЭР в запасники музея ГАЗ отчёты об испытаниях прототипов 24-ой машины дополнили картину.
Выбранный жанр книги предполагал «паспортную» студийную съёмку эталонного автомобиля. Декабрьским московским утром 2012 года мы загнали в фотостудию на Шаболовке три машины — ЗИМ, «Чайку» и «Волгу». Сделанные тогда фотографии «разошлись» по разным изданиям «Горькийклассик», а снимки бордовой 24-ки были использованы в книге о Циколенко.